Как коронавирус отразился на работе с персоналом в ретейле, РБК+ рассказала член правления, директор по персоналу компании «Магнит» Анна Боброва.
— Как пандемия повлияла нарынок труда вретейле?
— Пандемия показала эффективность удаленной занятости: компании могут нанимать людей снеобходимыми компетенциями влюбой географической точке, ненужно собирать ихв одном месте, чтобы централизовать туили иную функцию. Однако новые формы занятости требуют особого внимания кудержанию сотрудников, ведь появляется больше возможностей для трудоустройства. Следовательно, растет значение качества бренда работодателя. Ауправление удаленными командами ставит перед руководителями новые задачи итребует новых компетенций: меняются подходы кпостановке задач, оценке эффективности работы, принципы мотивации иличной коммуникации.
В целом увеличилось давление нарынок труда, выросла конкуренция заспециалистов. Многие компании вотрасли ускорили программы цифровизации, втом числе развитие электронной коммерции. Вырос спрос напрофессионалов, которые ираньше были дефицитными,— ИТ-специалистов, разработчиков, продуктологов идр. Вторговле продавцы, кассиры, водители, складские работники также пользуются повышенным спросом.
— Насколько выросла потребность вспециалистах массовых профессий, как выее закрывали?
— «Магнит» увеличил план поподбору массового персонала поменьшей мере на10%. Мытакже понимали, что вслучае заражения коронавирусом сотрудников нам придется отправить накарантин весь состав магазина. Поэтому мысоздали так называемые мобильные бригады, которые обеспечивали непрерывность работы торговых точек.
Мы также договорились срядом компаний общепита инепродуктовыми сетями, которые были вынуждены приостановить деятельность напериод карантина, оприеме навременную работу ихсотрудников. Это позволило людям сохранить доход изанятость, анам— закрыть часть возросшей потребности вкадрах. Вобщей сложности мыпривлекли2,5тыс. сотрудников наших партнеров.
В целом «Магнит» придает большое значение работе сперсоналом массовых позиций. Продавцы идругие сотрудники магазинов— лицо компании, иименно они оказались напередовой. Нужно отметить, люди отнеслись ксвоей работе как ксоциальной миссии, ведь мыобеспечивали продовольственную безопасность страны! Сотрудники называли себя вэтот период «дежурными постране». Компания, сосвоей стороны, ввела доплаты икомпенсации, приняла меры, чтобы снизить нагрузку надействующих сотрудников, обеспечила меры безопасности. Вцелом наэти цели было направлено более1,5 млрдруб.
Даже вовремя самого карантина мыне остановили работу ниодного магазина из-за того, что нам нехватило персонала. При этом нужно было нетолько нанять людей, ноеще иудержатьих. Текучесть кадров врознице в2020 году снизилась почти на40% посравнению с2019-м. Индекс вовлеченности поитогам исследования, которое проводилось осенью прошлого года, составил84,2%, что выше среднего порынку. Эти данные подтверждаются иисследованиями HeadHunter— «Магнит» является одним излидеров попоказателю eNPS нарозничном рынке.
— Ускориласьли цифровизация HR-функций вкомпании?
—Да, многие решения, которые врамках программы цифровизации HR-функций в«Магните» планировалось разворачивать втечение полугода, были запущены вболее короткие сроки. Это касается всех сфер работы сперсоналом— подбора, обучения, оценки.
Процесс массового подбора становится более технологичным: оносновывается натщательном анализе всех этапов взаимодействия скандидатами. Врамках подбора сотрудников массовых профессий мыежегодно контактируем более чем смиллионом человек. Откачества этого взаимодействия зависят скорость найма иего результат. Сейчас срок смомента, когда мыпервый раз контактируем скандидатом, идо выхода его наработу исчисляется днями. Носкоро счет пойдет начасы.
Компания переходит нановую систему SAPERP, втом числе автоматизирует систему управления персоналом. Всфере HR-Tech все больше интересных стартапов, ипрактически вовсех наших направлениях работы сперсоналом мыопробуем новые решения. Одним излидеров поколичеству инноваций стала сфера обучения сотрудников.
— В2019 году «Магнит» запустил корпоративную академию. Какие задачи сегодня она решает?
— Впериод пандемии мыне остановили наши планы поразвитию компании, иэто потребовало повышения уровня экспертизы сотрудников, освоения новых умений, улучшения стандартов врабочих процессах. Большое число запросов отколлег издругих подразделений поступало именно наподобные задачи.
Задача корпоративной академии— сделать обучение доступным как можно более широкому кругу сотрудников, организовать систему обучения, которая обеспечивает все возможности карьерного роста.
Мы внедрили несколько новых онлайн-платформ для проведения тренингов иассессмент-центров, начали внедрять обучение через мобильную версиюLMS, открыли электронную библиотеку идругие сервисы для саморазвития.
Важно сделать такую систему, которая позволит быстро доставлять сотрудникам учебный контент: например, вмагазинах мыиспользуем технологии AR+, размещая графические метки ввиде картинок, через которые сотрудники могут получить быстрый доступ кматериалам вмобильном телефоне.
Вторая важная задача— сделать всю программу обучения практичной, правильно сочетать теорию иее отработку «в полях». Для этих целей мыоткрыли почти 2тыс. школ-магазинов повсей стране, набазе которых обучаются будущие директора магазинов, товароведы истаршие продавцы. Вних новички проходят онлайн-тренинги исразуже имеют возможность попробовать применить знания вторговом зале.
И третья задача— развить культуру самообучающейся компании. В2020 году мыпровели обучение около 500 руководителей, которые, всвою очередь, провели онлайн-тренинги более чем для5,5тыс. сотрудников. Такой подход обеспечивает высокую практическую направленность обучения ивовлечение руководителей впроцесс развития людей.
— Реализацию каких еще трендов всфере управления персоналом ускорил 2020год?
— Вовремя самоизоляции около 85% офисных сотрудников «Магнита» были переведены наудаленную работу. Возвращать ихв офисы предстоит уже сучетом этого опыта. Почти 70% персонала, как показывают наши опросы, хотелибы иметь гибкий режим работы: люди ценят возможность неходить вофис каждый день, норежима полной удаленки без возможности видеться сколлегами они нехотелибы.
Мы реализуем программу, которая позволит работать втаком комбинированном режиме: переходим отзакрепленного закаждым сотрудником рабочего места вофисе ксозданию коворкинговых рабочих мест. Это улучшит кросс-функциональное взаимодействие внутри компании ис учетом ежегодного роста бизнеса позволит эффективнее утилизировать имеющиеся офисные площади, неувеличивать ихв будущем.